Бхаттачарья превращается в вайшнава

Для философов-имперсоналистов и последователей философии пустоты потусторонний мир — это мир вечности и блаженства, в котором отсутствуют какие-либо чувства. Последователи философии пустоты доказывают, что наивысшим является состояние, свободное от любых ощущений, а имперсоналисты — что в потустороннем мире существует только знание и нет никакой деятельности. Так неразумные люди, считающие целью жизни освобождение из плена материи, пытаются привнести в сферу совершенной духовной деятельности свои несовершенные представления. Поскольку имперсоналисты знают по опыту, что материальная деятельность полна страданий, они стремятся доказать, что в духовной жизни деятельность отсутствует. Они не понимают, что значит действовать в преданном служении. Для имперсоналистов и приверженцев философии пустоты духовная деятельность, совершаемая в преданном служении, непостижима. Но философам-вайшнавам очень хорошо известно, что Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, не может быть ни безличной, ни пустой, поскольку обладает бесчисленными энергиями. Посредством Своих бесчисленных энергий Господь способен являть Себя во множестве форм, оставаясь при этом Абсолютной Верховной Личностью Бога. Таким образом, несмотря на то что Всевышний распространяет Себя во множество форм и является источником бесчисленных энергий, Он сохраняет Свое трансцендентное положение.

Господь Чайтанья выявил в философии майявады много недостатков, и, хотя Бхаттачарья пытался с помощью логики и жонглирования словами одержать верх в этом споре, Господь Чайтанья сумел отразить его натиск. Господь провозгласил, что ведические писания предназначены для того, чтобы человек мог понять свои взаимоотношения с Абсолютной Верховной Личностью Бога, действовать в соответствии с этим пониманием и достичь наивысшего совершенства жизни — любви к Богу. Любой, кто пытается доказать, что ведические писания нацелены на что-то другое, несомненно, является жертвой собственных фантазий.

Затем Господь Чайтанья привел стихи из Пуран, свидетельствующие о том, что Шанкарачарья учил людей философии майявады по указанию Верховной Личности Бога. Чайтанья Махапрабху процитировал стих из «Падма-пураны» (Уттара- кханда, 62.31), в котором утверждается, что Всевышний велел Махадеве, Господу Шиве, дать надуманное толкование ведических писаний, чтобы отвлечь людей от достижения истинной цели, указанной в Ведах. «Постарайся таким образом превратить их в атеистов, и тогда они смогут увеличить население Земли». В «Падма-пуране» (Уттара-кханда, 25.7) приводятся также слова Господа Шивы, сообщившего своей супруге, Парвати, что в век Кали он придет в облике брахмана и будет проповедовать несовершенное толкование Вед, которое называется майявадой и в действительности является всего лишь новой версией атеистической философии буддизма.

Эти объяснения поразили Бхаттачарью. Услышав от Господа Чайтаньи разбор философии майявады,Бхаттачарья не мог произнести ни слова. На некоторое время воцарилась тишина, и затем Господь сказал ему: «Дорогой Бхаттачарья, не надо так удивляться тому, что ты услышал. Поверь Мне, преданное служение Верховному Господу — это высшее совершенство, которого может достичь человек, посвятивший себя познанию Истины. Такое служение столь привлекательно, что даже те, кто уже находится в освобожденном состоянии, становятся преданными благодаря непостижимому могуществу Верховной Личности Бога». В ведических писаниях приводится много примеров того, как освобожденные души обращаются к преданному служению. Например, в знаменитом стихе тмрма из «Шримад-Бхагаватам» (1.7.10) говорится, что даже мудрецы- имперсоналисты, поглощенные самоосознанием и свободные от всех материальных привязанностей, встают на путь преданного служения, привлеченные разнообразными деяниями Господа Кришны. Таковы трансцендентные качества Верховной Личности Бога.

На самом деле, находясь в чистом сознании, живое существо сознает себя вечным слугой Верховного Господа, но, оказавшись во власти иллюзии, оно начинает отождествлять себя с грубым и тонким телами. Именно на этом основана теория перехода от духа к материи. Однако неотъемлемая частица Всевышнего не навеки обречена жить в грубом и тонком телах. Грубое и тонкое тела не являются вечной формой живого существа. Это всего лишь меняющиеся оболочки, и оно может полностью освободиться от них, от материального существования. И все-таки о живом существе, которое пребывает в иллюзии, отождествляя себя с телом и умом, несомненно, можно сказать, что оно перешло из сферы духа в сферу материи. Пользуясь этой теорией перехода, философы-майявади утверждают, что живое существо заблуждается, когда считает себя неотъемлемой частицей Всевышнего. Они заявляют, что живое существо и есть Сам Всевышний. Эта концепция противоречит здравому смыслу.

Затем Бхаттачарья попросил Господа Чайтанью объяснить знаменитый стих атмарама, поскольку хотел услышать, как его объясняет Сам Господь. Господь Чайтанья согласился, но при условии, что сначала Бхаттачарья даст свое толкование этого стиха. Бхаттачарья принялся объяснять шлоку атмарама и, пользуясь методами логики и грамматики, дал девять различных толкований. Оценив эрудицию, которую проявил при этом Бхаттачарья, Господь сказал: «Дорогой Бхаттачарья, Я знаю, что ты — воплощение самого Брихаспати, великого знатока шастр, и можешь прекрасно объяснить любой отрывок из них. И все же твое объяснение в большей или меньшей степени основано на чисто теоретических знаниях. Однако, помимо такого, академического объяснения, есть и другое».

Затем, по просьбе Бхаттачарьи, Господь дал Свое объяснение шлоки атмарама. Он рассмотрел одно за другим все слова этой шлоки: 1)атмарама, 2)ча, 3)мунайах, 4)ниргрантхах, 5)апи, 6)урукраме,7)курванти, 8)ахаитукӣм, 9)бхактим, 10)иттхам-бхӯта-гуа, 11)хари. (Ранее в этой книге приводились толкования стиха атмарама, которые Господь дал, наставляя Санатану Госвами.) Не касаясь девяти толкований, данных Бхаттачарьей, Господь Чайтанья объяснил стих атмарама на основе значений этих одиннадцати слов. Так Он дал восемнадцать различных толкований этого стиха. Суть Его объяснения заключается в следующем: Бог, Верховная Личность, исполнен бесчисленных энергий. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколькими трансцендентными качествами Он обладает. Его качества всегда непостижимы, и любая духовная практика позволяет получить лишь некоторое представление об энергиях и качествах Верховной Личности Бога. Однако преданные Господа с самого начала признают непостижимость Его положения. Трансцендентные качества Верховного Господа привлекают даже великих освобожденных душ, таких как Кумары и Шукадева Госвами.

Бхаттачарья по достоинству оценил объяснение, которое он услышал от Господа Чайтаньи, и пришел к выводу, что Господь Чайтанья — не кто иной, как Сам Кришна. Он стал осуждать себя за то, что сначала принял Господа Чайтанью за обыкновенного человека и тем самым нанес Господу тяжкое оскорбление. Раскаивающийся Бхаттачарья припал к лотосным стопам Господа Чайтаньи, умоляя Господа оказать ему Свою беспричинную милость. Господу Чайтанье понравилось смирение этого великого знатока шастр, и Он явил Бхаттачарье Свой четырехрукий облик, а затем — шестирукий (шад-бхуджа). После этого Сарвабхаума Бхаттачарья снова припал к лотосным стопам Господа и стал возносить Ему многочисленные молитвы собственного сочинения. Безусловно, Сарвабхаума Бхаттачарья был великим пандитом, и, получив беспричинную милость Господа, он обрел способность описывать Его разнообразные деяния, а также объяснять, какое благо приносит повторение мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что именно тогда Сарвабхаума Бхаттачарья сочинил сто стихов, восхваляющих деяния Господа Чайтаньи. И стихи эти были так прекрасны, что даже Брихаспати, величайший мудрец на райских планетах, не смог бы сочинить лучше. С большим удовольствием выслушав эти сто стихов, Господь обнял Бхаттачарью. От Его прикосновения Бхаттачарью охватил экстаз, и он практически впал в бессознательное состояние. Бхаттачарья плакал, дрожал всем телом, покрывался испариной; он то пел и танцевал, то припадал к лотосным стопам Господа Чайтаньи. Зять Бхаттачарьи, Гопинатха Ачарья, и другие преданные Господа Чайтаньи видели, что Бхаттачарья превратился в великого преданного, и удивлялись этому.

Гопинатха Ачарья стал благодарить Господа: «Лишь по Твоей милости Бхаттачарья, который был подобен камню, превратился в такого возвышенного преданного». На это Господь Чайтанья ответил, что благосклонное отношение со стороны преданного способно привести к тому, что человек, подобный камню, станет преданным, мягким, словно цветок. И действительно, Гопинатха Ачарья от всего сердца желал, чтобы его шурин, Бхаттачарья, стал преданным Господа. Он искренне хотел, чтобы Господь оказал Бхаттачарье милость, и теперь радовался, видя, что Господь Чайтанья исполнил его желание. Иными словами, преданный Господа более милостив, чем Сам Господь. Когда преданный хочет явить кому-то свою милость, Господь принимает того человека, и по благословению Господа он становится преданным.

Господь Чайтанья успокоил Бхаттачарью и попросил его идти домой. Но Бхаттачарья снова принялся восхвалять Господа: «Ты пришел сюда, в материальный мир, чтобы вызволить всех падших душ. Для Тебя это не составляет труда. Но то, что Ты превратил меня, человека с каменным сердцем, в преданного, — поистине чудо. При всем своем умении вести дискуссии, основанные на логике, и давать грамматические объяснения Вед, я был твердым, подобно куску железа. Но Ты явил такую силу и жар, что смог расплавить этот кусок железа».

Затем Господь Чайтанья вернулся к Себе, а Сарвабхаума Бхаттачарья послал к Нему Гопинатху Ачарью с различными видами прасада из храма Джаганнатхи. На следующий день Господь рано утром отправился в храм Джаганнатхи, чтобы присутствовать на мангала-арати. Служители храма поднесли Махапрабху гирлянду с Божества, а также разные угощения, предложенные Джаганнатхе. Господь Чайтанья остался этим очень доволен и, взяв прасад, направился к дому Бхаттачарьи, чтобы преподнести всё это ему. Хотя было раннее утро, Бхаттачарья понял, что это Господь Чайтанья пришел к нему и стучит в дверь. Вскочив с постели, Бхаттачарья воскликнул: «Кришна! Кришна!» — и Господь Чайтанья услышал это. Бхаттачарья открыл дверь и, увидев стоящего перед ним Господа, очень обрадовался. Он с почтением принял Господа, удобно усадил Его и сел рядом с Ним. Затем Господь Чайтанья преподнес Бхаттачарье прасад, который Ему дали в храме Джаганнатхи, и Бхаттачарья был счастлив получить прасад из рук Самого Господа Чайтаньи. Не исполнив свои утренние обязанности, даже не совершив омовение и не почистив зубы, он тут же стал есть прасад. Так Бхаттачарья полностью избавился от материальной скверны, от всех мирских привязанностей.

Принимаясь за прасад, он произнес стих из «Падма-пураны», в котором говорится, что, получив прасад,надо съесть его немедленно, даже если этот прасад сделался уже сухим и несвежим, даже если он принесен издалека и даже если человек еще не выполнил свои ежедневные обязанности. Шастры предписывают принимать прасад сразу, как только он получен, и нужно следовать этому указанию Верховной Личности Бога, независимо от времени, места и обстановки. Принимая пищу от разных людей, надо придерживаться определенных ограничений, но прасад можно принимать от кого угодно, в этом никаких ограничений нет. Прасад всегда трансцендентен, и его можно принимать при любых обстоятельствах.

Господь Чайтанья был очень доволен, видя, как Бхаттачарья, который всегда строго соблюдал все правила и ограничения, принял прасад, не обращая внимания ни на какие правила и ограничения. Господь Чайтанья был настолько счастлив, что обнял Бхаттачарью, и оба они стали танцевать в трансцендентном экстазе. Охваченный радостью, Господь Чайтанья воскликнул: «Моя миссия в Джаганнатха-Пури выполнена, ибо Я обратил такого человека, как Сарвабхаума Бхаттачарья, на путь преданного служения! Теперь Я непременно смогу достичь Вайкунтхи».

Цель миссионерской деятельности преданного — обратить в чистого преданного хотя бы одного человека. Тому, кто смог это сделать, обеспечен доступ в духовное царство. Господь Чайтанья был так доволен Бхаттачарьей, что снова и снова благословлял его: «Дорогой Бхаттачарья, ты стал настоящим чистым преданным Кришны, и Кришна очень доволен тобой. Сегодня ты освободился от телесной скверны, от пут материальной энергии. Теперь ты достоин вернуться домой, к Богу». Затем Господь привел стих из «Шримад-Бхагаватам» (2.7.42):

йешам са эша бхагаван дайайед анантах
сарватмана
шрита-падо йади нирвйалӣкам
те дустарам атитаранти ча дева-майам
наиша
м мамахам ити дхӣх шва-шргала-бхакшйе

«Любой, кто полностью укрылся под сенью лотосных стоп безграничного Верховного Господа, удостаивается Его милости и позволения пересечь океан неведения. Однако тот, кто, пребывая в заблуждении, отождествляет себя с материальным телом, не может получить беспричинную милость Верховной Личности Бога».

После этого Господь Чайтанья вернулся к Себе. А Бхаттачарья стал чистым, безупречным преданным. Поскольку раньше он был выдающимся ученым-теоретиком, подобное превращение стало возможным только по беспричинной милости Чайтаньи Махапрабху. С тех пор Бхаттачарья никогда больше не объяснял ведические писания иначе как с позиций преданного служения. Увидев, как изменился Бхаттачарья, его зять Гопинатха Ачарья от радости стал танцевать, произнося трансцендентные звуки Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Рано утром следующего дня, посетив храм Джаганнатхи, Бхаттачарья отправился к Господу Чайтанье и выразил Ему почтение, простершись ниц перед Ним. Потом Бхаттачарья стал каяться Господу Чайтанье в своих прошлых ошибках. Когда он попросил Господа рассказать ему о преданном служении, Господь подробно объяснил Бхаттачарье стих из «Брихан-Нарадия- пураны», начинающийся со слов харер нама харер нама. Слушая Его объяснения, Бхаттачарья испытывал усиливающийся восторг. Видя состояние своего шурина, Гопинатха Ачарья сказал: «Дорогой Бхаттачарья, я говорил тебе, что тот, кто удостоится благосклонности Верховного Господа, сможет понять науку преданного служения. Сегодня я сам стал свидетелем этого».

Бхаттачарья выразил ему подобающее почтение и ответил: «Дорогой Гопинатха Ачарья, именно твоей милостью я получил милость Верховного Господа». Получить милость Верховной Личности Бога можно по милости чистого преданного. Господь Чайтанья даровал Бхаттачарье Свою милость благодаря стараниям Гопинатхи Ачарьи. «Ты великий преданный Господа, — продолжал Бхаттачарья, — а я был просто ослеплен своими теоретическими познаниями. Лишь благодаря тебе я обрел милость Господа». Услышав, как Бхаттачарья сказал, что обрести милость Господа можно только благодаря содействию преданного, Господь Чайтанья очень обрадовался. Ему понравились эти слова, и, подтверждая их правильность, Он обнял Бхаттачарью.

Затем Господь попросил Бхаттачарью отправиться в храм, чтобы увидеть Джаганнатху, и Бхаттачарья пошел туда в сопровождении Джагадананды и Дамодары, двух близких спутников Господа Чайтаньи. Повидав Джаганнатху, Бхаттачарья вернулся домой и принес с собой большое количество прасада,купленного в храме. Весь этот прасад он через своего слугу-брахмана отослал Господу Чайтанье.

Кроме того, Бхаттачарья вручил Джагадананде пальмовый лист, на котором были написаны два стиха, и попросил его передать эти стихи Господу. Таким образом, Господу Чайтанье преподнесли прасад, а также стихи на пальмовом листе. Но, прежде чем стихи попали к Господу, Мукунда Датта, который тоже участвовал в их доставке, переписал себе эти стихи. Когда Господь Чайтанья прочитал их, Он разорвал пальмовый лист на мелкие кусочки, потому что очень не любил восхвалений в Свой адрес. Стихи сохранились только благодаря тому, что Мукунда Датта переписал их.

Эти стихи прославляют Господа Чайтанью как изначальную Верховную Личность Бога. В них провозглашается, что Верховный Господь явился в образе Чайтаньи Махапрабху, чтобы обучать людей отречению от всего мирского, трансцендентному знанию и преданному служению. Называя Господа Чайтанью океаном милости, Бхаттачарья написал: «Я предаюсь Господу Чайтанье Махапрабху, в образе которого Сам Всевышний пришел, чтобы проповедовать преданное служение, так как видел, что оно отсутствует в этом мире. Пусть же каждый предастся Его лотосным стопам и узнает от Него, что такое истинное преданное служение». Последователи Господа Чайтаньи, принадлежащие к цепи ученической преемственности, считают эти знаменитые стихи бесценными жемчужинами. Благодаря этим исключительно важным стихам Бхаттачарья прославился как преданный самого высокого уровня.

Так Сарвабхаума Бхаттачарья был обращен в одного из величайших преданных Господа, и с тех пор его не интересовало ничто, кроме служения Господу. Он хотел лишь постоянно думать о Господе Чайтанье и видел смысл своей жизни в том, чтобы медитировать на Господа, повторяя Его святое имя.

Однажды Сарвабхаума Бхаттачарья пришел к Чайтанье Махапрабху, поклонился Ему и произнес одну из молитв Господа Брахмы (Бхаг., 10.14.8). В устах Бхаттачарьи она звучала так:

тат те ’нукампам су-самӣкшамано
бхууджана эватма-кртам випакам
хрд-ваг-вапурбхир видадхан намас те
джӣвета йо бхакти-паде са дайа-бхак

Произнося этот стих, Бхаттачарья заменил в последней строке употребленное в «Шримад-Бхагаватам» слово мукти («освобождение») на бхакти («преданное служение»). Смысл первоначального стиха таков: «Тому, кто, даже подвергаясь многочисленным невзгодам из-за своих прошлых грехов, посвящает свой ум, тело и речь служению Господу, обеспечено освобождение».

«Почему ты изменил текст стиха? — спросил Бхаттачарью Господь Чайтанья. — В нем употреблено слово мукти, а ты вместо этого сказал бхакти». Бхаттачарья ответил, что мукти не обладает такой ценностью, как бхакти, и что на самом деле чистые преданные считают мукти своего рода наказанием. Поэтому он и заменил слово мукти на бхакти. Затем Бхаттачарья стал объяснять свое понимание бхакти: «Всякий, кто не признаёт существование трансцендентной Личности Бога и трансцендентной формы Господа, не способен постичь Абсолютную Истину. Тот, кто не понимает трансцендентную природу тела Кришны, становится врагом Кришны и поносит Его или даже сражается с Ним. Враги Господа в конечном счете погружаются в Его сияние, Брахман, но преданные Господа никогда не стремятся к такому освобождению, мукти. Существует пять видов освобождения: 1)получить доступ на планету, где обитает Господь, 2)получить возможность общаться с Господом, 3)обрести трансцендентное тело, подобное телу Господа, 4)обрести такие же богатства, как у Господа, и 5)раствориться в бытии Господа. Преданный не проявляет особого интереса ни к одному из этих видов освобождения. Он вполне удовлетворен тем, что занят трансцендентным любовным служением Господу. А растворение в бытии Господа и утрата своей духовной индивидуальности для преданного совсем неприемлемы. Он считает, что слияние с Господом еще хуже, чем ад. Однако преданный может согласиться на какой-нибудь из четырех других видов освобождения, если это даст ему возможность служить Господу. Есть две разновидности слияния с Трансцендентным, а именно: погружение в безличное сияние (Брахман) и погружение в Личность Бога. Для преданного второй вариант еще более отвратителен, чем первый. Преданный не стремится ни к чему, кроме трансцендентного любовного служения Господу».

Выслушав Бхаттачарью, Господь Чайтанья сказал ему, что существует также иное значение слова мукти-паде. Слово мукти- пада прямо указывает на Личность Бога. Верховному Господу с трансцендентной любовью служат бесчисленные освобожденные души, и Он — высшее пристанище освобождения. И в том и в другом отношении Кришна является высшим прибежищем.

«Тем не менее, — ответил Сарвабхаума Бхаттачарья, — я отдаю предпочтение слову бхакти-паде. Хотя, как Ты говоришь, существует два значения слова мукти-паде, я, чтобы избежать двусмысленности, предпочитаю употреблять слово бхакти-паде. Услышав слово мукти, человек сразу же начинает думать о слиянии со Всевышним, поэтому мне даже неприятно произносить это слово. Но мне очень нравится говорить о бхакти».

Тогда Господь Чайтанья громко рассмеялся и с любовью обнял Бхаттачарью.

Итак, Бхаттачарья, которому прежде доставляло удовольствие объяснять философию майявады, превратился в такого убежденного преданного, что теперь ему даже было неприятно произносить слово мукти. Такое возможно только по беспричинной милости Господа Шри Чайтаньи. Господь подобен философскому камню, ибо по Своей милости Он может превращать железо в золото. После того как Бхаттачарья превратился в вайшнава, все заметили в нем большие перемены и пришли к выводу, что это произошло исключительно благодаря непостижимому могуществу Господа Чайтаньи. И всем стало ясно, что Господь Чайтанья — не кто иной, как Сам Господь Кришна.

материал взято из книги А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады — Учение Шри Чайтаньи (Гл. 26).